Борьба за живучесть судна
Страница 9

Начальная метацентрическая высота судна при всех вариантах нагрузки должна быть положительной, за исключением водоизмещения порожнем, при котором в некоторых случаях Регистром СССР разрешается от­рицательное значение начальной метацентрической вы­соты. При этом для судов, имеющих «колодец» — откры­тое пространство на верхней палубе длиной не более 30% длины судна, ограниченное надстройкой и сплош­ным фальшбортом, снабженным полупортиками, произ­водится проверка остойчивости судна при наличии воды в «колодце» по нижнюю кромку портиков в прямом по­ложении судна с учетом поперечной погиби палубы. При наличии на судне двух или более «колодцев» при­нимается во внимание наличие воды в наибольшем из них.

Поскольку промысловые суда эксплуатируются и в районах интенсивного обледенения, к ним применяют­ся нормы Регистра РФ, учитывающие влияния обледе­нения на остойчивость судна. При этом принимается количество намерзшего льда 30 кг/м2 на горизонтальные поверхности открытых палуб и 15 кг/м2 на площади парусности. Для диаграмм статической остойчивости, построенных с учетом обледенения, угол заката диаграм­мы должен быть не менее 55°.

Кроме того, Регистром РФ предъявляются сле­дующие дополнительные требования к остойчивости ры­боловных судов.

Остойчивость рыболовных судов должна проверять­ся в условиях промыслового рейса при следующих ва­риантах нагрузки: выход на промысел с полными за­пасами; возвращение с промысла с полным уловом в трюме и на палубе, если палубный груз предусматри­вается проектом, при 10% запасов; возвращение с про­мысла с 20% улова в трюме, а если предусматривается возможность приема груза на палубу—с 70% льда и соли и 10% запасов на палубе, причем, если лов ведет­ся сетями, должны быть предусмотрены во втором и третьем вариантах нагрузки мокрые сети на палубе.

Учитывая особенность кренящих моментов и эксплуа­тации судна во время лова, правила предусматривают проверку остойчивости по критерию погоды в условиях промысла. При этом судно рассматривается на про­мысле без улова в трюмах, с открытыми люками, с уло­вом и мокрыми сетями на палубе, с 25% .запасов и пол­ной нормой льда и соли. В тех случаях, когда выборка сетей и улова производится грузовыми стрелами, учи­тывается также подвешенный к стрелам груз, равный грузоподъемности стрел.

Учитывая, что лов рыбы осуществляется не при ус­ловиях погоды, соответствующих максимальной море­ходности судна, проверку остойчивости судна на про­мысле по критерию погоды проводят при амплитуде качки, равной 10°, а давление ветра принимают на ка­тегорию ниже мореходности, на которую проектируется данное судно. В расчетах остойчивости угол крена, при котором комингс грузового люка входит в воду, считают углом заливаемости судна, и при этом угле крена диа­грамма статической остойчивости обрывается.

Для промысловых судов остойчивость проверяется при следующих вариантах нагрузки: судно без улова, с производственным персоналом на борту и полными запасами; судно с полным уловом, производственным

персоналом на борту и 10% запасов; судно, как во втором варианте нагрузки, но с 20% улова.

Производственный персонал свыше 12 человек рас­сматривается в качестве пассажиров.

Начальная метацентрическая высота рыболовных и промысловых судов при всех вариантах нагрузки, вклю­чая «судно порожнем», должна быть не менее 0,05 м или 0,003 ширины судна, смотря по тому, что больше.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23