Борьба за живучесть судна
Страница 10

Непотопляемость поврежденного судна также регла­ментируется правилами -Регистра СССР. При этом часть правил, определяющая деление судна на отсеки и обеспечение непотопляемости судна при затоплении оп­ределенного количества отсеков, относится к промысло­вым судам длиной 100 м и более, но ряд требований к непотопляемости действителен и для промысловых и ры­боловных судов меньших размеров. В настоящее время большинство промысловых судов соответствует требо­ваниям Регистра СССР при затоплении одного любого отсека. Для средних и малых рыболовных судов это требование не всегда возможно выполнить, и эти суда при затоплении одного из крупных отсеков (обычно — машинного отделения) не соответствуют требованиям правил, и непотопляемость их в этом случае не обеспе­чена.

Деление судна на отсеки производится в соответст­вии с требованиями Регистра СССР, определяющими минимальное расстояние между переборками и другие условия на основе размеров судна и особенностей его конструкции и эксплуатации. При этом после затопле­ния отсека судна по действующую ватерлинию непотоп­ляемость судна считается обеспеченной, если аварийная ватерлиния—ватерлиния, по которую плавает судно при затоплении отсека (отсеков) проходит не выше пре­дельной линии погружения. При этом начальная попе­речная метацентрическая высота поврежденного судна после полного затопления отсека в состоянии статическо­го равновесия при симметричном затоплении и для не­накрененного судна при несимметричном затоплении до принятия мер по ее увеличению должна быть не менее 0,05 м; угол крена в конечной стадии несимметричного затопления до принятия мер по спрямлению судна не должен превышать 15°, а после принятия мер по спрям­лению —12°; максимальное плечо диаграммы статической остойчивости поврежденного судна должно быть не менее +0,1 м, а протяженность части диаграммы с по­ложительными плечами остойчивости—не менее 30° при симметричном затоплении и 20° при несимметричном затоплении.

Для обеспечения непотопляемости при повреждении судно разбивают на отсеки главными поперечными и продольными переборками. Главные переборки делают водо-, нефте- и газонепроницаемыми в отличие от лег­ких переборок, которые могут быть проницаемыми. Для обеспечения непотопляемости судна большое значение имеет обеспечение водонепроницаемости палуб и плат­форм, ограничивающих водонепроницаемые отсеки по высоте и препятствующих распространению воды, посту­пающей через пробоину по вышележащей палубе.

Первая носовая переборка (форпиковая) в соответ­ствии с правилами устанавливается на расстоянии не менее чем 0,05^ и не более чем 0,05^+3 м от носового перпендикуляра, благодаря чему обеспечивается водо­непроницаемость остальных отсеков при повреждении форштевня в случае удара судна носовой оконечностью о препятствие. Форпиковая переборка доводится не только до палубы переборок, но и до верхней водоне­проницаемой палубы, а при наличии удлиненного по­лубака—до палубы, находящейся над ним.

Расстояние между поперечными переборками рассчи­тывают из условий обеспечения непотопляемости судна.

При проектировании в корпусе судна иллюминато­ров в соответствии с правилами Регистра СССР, ниж­няя граница расположения нижних кромок иллюмина­торов на борту судна должна проходить на расстоянии, не меньшем 0,25 ширины судна или 500 мм (смотря по тому, что больше) от самой высокой грузовой ватерли­нии, возможной в процессе эксплуатации судна. При этом в наружной обшивке корпуса ниже палубы над­водного борта разрешается устанавливать только иллю­минаторы тяжелого типа со штормовыми крышками, постоянно навешенными на корпус иллюминатора. Это требование распространяется на иллюминаторы в лобо­вых переборках закрытых надстроек и рубок первого яруса, и в лобовых переборках тех закрытых надстроек и рубок второго яруса, которые расположены в преде­лах 0,25 длины судна от носового перпендикуляра.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23