Борьба за живучесть судна
Страница 8

При этом в расчетах учитывают влияние на остой­чивость обледенения, величину которого устанавливают в зависимости от условий эксплуатации судна. Из ус­ловий эксплуатации судна устанавливают также допол­нительные требования к его остойчивости, которые для промысловых судов будут рассмотрены ниже.

Остойчивость неповрежденного судна должна быть достаточной для того, чтобы в поврежденном состоянии судно удовлетворяло требованиям к остойчивости пов­режденного судна при поступлении воды в его отсеки.

В правилах классификации и постройки морских су­дов» Регистра СССР выделены, отдельно промысловые и рыболовные суда. Под промысловыми судами пони­маются суда, используемые для лова и обработки или только для обработки рыбы и других морских продуктов, — рыбообрабатывающие суда, тунцеловные базы, китобазы и сельдебазы, производственные рефрижера­торы, плавучие рыбо- и крабоконсервные заводы, рыбомучные суда, суда, используемые для перевозки людей, занятых в китобойной, рыбообрабатывающей промыш­ленности, и т. п.

Под рыболовными судами понимаются суда, непо­средственно используемые для лова рыбы, охоты на китов, тюленей, моржей, а также для добычи других морепродуктов.

Конечно, указанное разделение судов Регистром СССР нельзя признать вполне оправданным, тем более что в настоящее время все большее количество судов приспосабливается для полной или частичной обработ­ки ими же добываемой продукции.

В качестве критерия остойчивости (критерий пого­ды—согласно терминологии правил Регистра СССР) в правилах принято отношение опрокидывающего момен­та для данного судно к кренящему моменту от давле­ния ветра, причем оба момента рассчитывают по опре­деленной схеме, установленной на основании исследо­ваний и опыта плавания судов.

Остойчивость судна считается достаточной, если при наихудшем с точки зрения остойчивости варианте наг­рузки динамически приложенный кренящий момент от давления ветра Мv равен или меньше опрокидываю­щего момента Мс, т. е.

Величину кренящего момента (в тс-м), рассчитывае­мого по правилам Регистра СССР, принимают постоян­ной в течение всего наклонения судна и равной Мv=0,001pvAvz,

где рv —давление ветра, кгс/м2;

Аv—площадь парусности, м2:

z—возвышение центра парусности над плоскостью дейст­вующей ватерлинии, м.

Величину давления ветра рv принимают в зависимо­сти от района плавания судна и плеча парусности z.

Величина опрокидывающего момента определяется работой, которую нужно затратить, чтобы опрокинуть

судно динамически приложенным кренящим моментом. При этом учитывается амплитуда качки, рассчитывае­мая по правилам Регистра СССР в зависимости от рай­она плавания судна, начальной метацентрической высо­ты, ширины и осадки судна. Учитывается и форма кор­пуса судна, наличие скуловых килей. Что касается других успокоителей качки, то их в расчетах амплиту­ды качки не учитывают, так как возможны случаи, ког­да эти устройства будут не в рабочем состоянии.

Для диаграммы статической остойчивости судна правилами устанавливаются следующие основные па­раметры.

Максимальное плечо диаграммы статической остой­чивости должно быть не менее 0,25 м для судов длиной менее 80 м и не менее 0,20м для судов 105м и более. Для судов промежуточных длин величину максималь­ного плеча диаграммы статической остойчивости опре­деляют линейной интерполяцией. Максимальное значе­ние плеча статической остойчивости должно наступать при угле крена не менее 30°, я при двух максимумах вследствие влияния рубок и надстроек первый макси­мум—при угле крена не менее 25°. Угол заката диаг­раммы статической остойчивости должен быть не ме­нее 60°.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23