Борьба за живучесть судна
Страница 13

Основными мерами по повышению аварийной остойчивости судна являются:

откачка жидких грузов из высокорасположенных неповрежденных танков-(цистерн);

прием водяного балласта в низкорасположенные танки (цистерны), когда запас аварийной плавучести достаточен;

запрессовка неповрежденных заполненных танков для ликвидации свобод­ных поверхностей в них;

обеспечение быстрого удаления воды с палуб судна.

Восстановление остойчивости и спрямление аварийного судна про­изводится только по указанию капитана.

В процессе борьбы за непотопляемость капитан обязан контроли­ровать запас остойчивости и плавучести, установить наблюдение за изменением осадки судна и высотой надводного борта, а также учитывать количество посту­пившей внутрь судна воды. При этом капитан должен руководствоваться прин­ципом, что важнейшим в борьбе за непотопляемость судна является восстановле­ние его остойчивости и уменьшение крена и дифферента до минимальных.

Остойчивость судна следует считать недостаточной в следующих слу­чаях:

судно не отвечает нормам Регистра РФ по результатам расчета в соответ­ствии с Информацией об остойчивости судна для капитана;

при перекладке руля на ходу судно переваливается с борта на борт и не выпрямляется при приведении руля в положение “прямо руль”

судно, имевшее постоянный крен на один борт, внезапно перевалилось и получило постоянный крен на другой борт;

при симметричном относительно диаметральной плоскости затоплении поме­щений крен аварийного судна превышает 5°.

При проведении мероприятий по спрямлению аварийного судна запре­щается проводить какие-либо работы до выяснения его фактической остойчивости.

Спрямление аварийного судна и повышение остойчивости рекоменду­ется проводить в следующем порядке:

прекратить перемещение, перетекание или пересыпание грузов на поврежден­ный борт;

удалить воду из не полностью затопленных больших помещений, расположен­ных до момента аварии с судном выше действующей ватерлинии;

удалить за борт воду, имевшуюся в помещениях, расположенных до момента аварии с судном выше действующей ватерлинии, или, как исключение, спустить ее в помещения, расположенные ниже;

осушить поврежденный отсек и соседние с ним помещения после заделки пробоин;

перекачать жидкие грузы в днищевые танки (цистерны), а в исключительных случаях удалить их за борт;

переместить вниз твердые грузы, расположенныр пьтгпкп, а в исключительных случаях удалить их за борт;

произвести балластировку судна.

Перекачивание жидких грузов (топлива, воды и масла) из междудон­ных танков (цистерн) в бортовые разрешается только при достаточной начальной остойчивости аварийного судна. Жидкие грузы должны перекачиваться, по воз­можности, из танков (цистерн) с большей вместимостью в танки (цистерны) с мень­шей вместимостью до полного их заполнения. Остаток жидких грузов перекачи­вается в танки (цистерны), симметричные относительно диаметральной плоскости судна. При этом следует избегать перекачки жидких грузов из танков (цистерн), смежных с затопленным отсеком.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23