Борьба за живучесть судна
Страница 18

Перед пуском углекислоты в помещение или отсек должен быть подан сигнал о запуске углекислотной установки, выведены из помещения все люди, остановлены механизмы и произведена полная его герметизация.

Для ликвидации небольших очагов пожара следует применять кошму, асбестовые и парусиновые покрывала, песок.

При тушении пожара надлежит учитывать:

возникновение угрозы отравления людей газами, особенно при тушении горящих химикатов;

возможность проникновения ядовитых и отравляющих газов в соседние помещения;

отсутствие примеси пара в дыму при тушении пожара водой (вода не достигает очага пожара).

Для тушения пожаров в жилых и служебных помещениях в основном следует применять системы водотушения, а при необходимости — пенотушения. Для тушения пожаров в труднодоступных помещениях судна, где нет людей, можно использовать пар, углекислотные переносные баллоны, огнетушители и бромэтиловые составы. Использование паротушения, жидкостного тушения и газотушения в жилых и служебных помещениях при нахождении в них людей запрещается.

При пожаре в жилых и служебных помещениях для предотвращения усиления горения и распространения огня рекомендуется не открывать двери, а пожарные стволы подавать через иллюминаторы или специально пробиваемые для этой цели отверстия.

Для тушения наружного огня необходимо:

по возможности развернуть судно так, чтобы огонь относило в сторону от других конструкций, грузов и материалов, находящихся вблизи района пожара;

подавать на очаг пожара наибольшее количество струй воды, по возможности с наветренного борта;

охлаждать водой находящиеся вблизи от огня горючие конструкции, грузы и материалы;

вести наблюдение за смежными с районами пожара помещениями;

сбить за борт струями воды разлившиеся горящие нефтепродукты, если их не удается погасить.

Тушение пожаров в загруженных трюмах представляет особую слож­ность, так как доступ к очагу пожара практически бывает ограничен или невоз­можен. При определении способа тушения таких пожаров и выборе огнегасительных средств необходимо учитывать физико-химические свойства груза, расположе­ние его в трюме и в смежных с ним помещениях, а также возможность герметиза­ции люковых закрытий и надежность закрытия трюмной вентиляции.

При возникновении пожара в загруженных трюмах надлежит:

прекратить грузовые операции;

произвести полную герметизацию трюмов;

включить стационарную систему пожаротушения (паротушение, жидкостное тушение, газотушение) данного отсека;

вести наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков и помещений;

производить охлаждение забортной водой палуб, переборок и других кон­струкций, расположенные вблизи пожара и в районе трюмов, загруженных огне­опасными грузами;

производить при необходимости разгрузку смежных трюмов, не охваченных пожаром.

В особо тяжелых случаях, когда не представляется возможным ликви­дировать пожар с помощью имеющихся на судне огнегасительных средств, следует затопить трюм. При этом необходимо учитывать:

влияние принимаемой воды в трюм (отсек) на остойчивость и запас плавучести судна;

возможность всплытия горящего груза под палубу;

увеличение объема (разбухание) некоторых грузов.

При горении в грузовых трюмах волокнистых грузов и гофрированной картонной тары необходимо заполнить трюмы эффективными огнегасительными средствами (высокократной воздушно-механической пеной и др.). Тушение само­возгорающихся веществ (рыбная мука, рыбные отходы, ветошь промасленная и др.) должно производиться пеной, а в закрытых помещениях — инертными газами, водяным паром и высокократной пеной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23