Борьба за живучесть суднаСтраница 22
произвести герметизацию рефрижераторного отделения;
включить пожарный насос и подать воду в систему водяных завес рефрижераторного отделения;
в дальнейшем действовать по приказанию начальника аварийной партии (группы) МКО.
Вахтенные котельные машинисты в случае поступления паров аммиака в котельное отделение должны по приказу вахтенного механика прекратить горение топлива в топке.
Вахтенный механик рефрижераторной установки и машинисты при аварии в рефрижераторном МО должны исходя из конкретной сложившейся обстановки, выполнить следующие основные действия:
надеть дыхательные изолирующие аппараты;
доложить об аварии вахтенному механику;
эвакуировать пострадавших;
произвести аварийное выключение рефрижераторной установки;
принять все необходимые меры для локализации и ликвидации аварии. Учитывая возможность поражения аммиаком вахтенного персонала в рефрижераторном МО, а также опасность быстрого распространения паров аммиака по судовым помещениям, независимо от расположения МКО и рефрижераторного отделения на судне, все действия, должны выполняться первым из подоспевших лиц вахтенной судомеханической службы и аварийной партии (группы) МКО. При этом основной обязанностью вахтенного механика остается обеспечение бесперебойной работы всех технических средств для борьбы за живучесть и безопасность судна.
При распространении паров аммиака по судну, во избежание взрыва, следует немедленно ликвидировать все источники открытого пламени и принять меры (искусственная вентиляция, орошение, водяные завесы и др.) для устранения взрывоопасной концентрации паров аммиака в воздухе помещений.
Все работы по ликвидации аварийной утечки (прорыва) аммиака надлежит производить только в дыхательных изолирующих аппаратах и в газозащищенных костюмах. Работа в аварийном помещении менее двух человек запрещается.
В зависимости от интенсивности выделения аммиака из аварийного участка рефрижераторной установки принимается решение о подаче воды в систему орошения аварийного помещения. При этом следует учитывать, что включение в действие системы орошения может привести к порче электрооборудования рефрижераторной установки. Поэтому ее использование допускается только тогда, когда другие способы нейтрализации опасной концентрации паров аммиака не дают должного эффекта.
Перед включением орошения надлежит обесточить на главном распределительном щите электрооборудование рефрижераторного МО.
Аварийный выпуск аммиака из системы рефрижераторной установки за борт судна разрешается производить только по приказанию главного (старшего) механика, который обязан получить на то разрешение капитана. В случаях, не терпящих отлагательства, вахтенный механик рефрижераторных установок вправе выпустить хладагент самостоятельно, немедленно доложив об этом вахтенному механику, старшему механику рефрижераторных установок и вахтенному помощнику капитана.
Следует помнить, что аварийный выпуск аммиака из системы рефрижераторной установки на промысле приведет не только к прекращению производственной деятельности судна, но и к порче хранящейся в трюмах рыбопродукции. Кроме того, эта операция чаще всего является длительной и не всегда сможет оказать существенное влияние на изменение аварийной ситуации.