Борьба за живучесть суднаСтраница 11
Если нижняя кромка иллюминаторов располагается на расстоянии, меньшем 300 мм над расчетной аварийной ватерлинией, эти иллюминаторы должны быть не только тяжелыми, но и глухими, т. е. неоткрывающимися.
В закрытых надстройках и рубках первого и второго ярусов, кроме иллюминаторов на лобовых переборках, устанавливают нормальные иллюминаторы, которые тоже должны иметь штормовую крышку, постоянно навешенную на корпус иллюминатора.
Тяжелые иллюминаторы имеют толщину стекла не менее 10 мм при диаметре их до 200 мм и не менее 14 мм при диаметре в свету от 300 до 350 мм (350мм— наибольший допустимый для тяжелых иллюминаторов диаметр). Толщину стекла для иллюминаторов промежуточных диаметров определяют линейным интерполированием. Для нормальных иллюминаторов установлена толщина стекол: не менее 8 мм при диаметре их в свету 250 мм, не менее 12 мм при диаметре в свету 350 мм '! и более—до наибольшего допустимого для нормальных иллюминаторов диаметра, равного 400 мм. Конструкция иллюминаторов должна обеспечивать соответствующую прочность и водонепроницаемость их.
Палубные иллюминаторы, устанавливаемые заподлицо с палубой, должны иметь постоянно навешенную или иным способом прикрепленную штормовую крышку, которой можно легко и надежно задраивать иллюминатор. Разрешается диаметр палубных иллюминаторов в свету до 200 мм при толщине стекла не менее 15 мм.
Всякие отверстия в палубах должны быть защищены закрытыми надстройками или рубками, конструкция которых зависит от их положения и роли в обеспечении непотопляемости судна.
В водонепроницаемых поперечных переборках устанавливают водогазонепроницаемые двери, которые могут быть навесными, скользящими с ручным приводом, скользящими как с ручным приводом, так и с приводом от источника энергии. Каждое из средств закрывания дверей должно обеспечивать их закрытие при крене судна до 20° на любой борт и при дифференте на нос и корму до 5°. Скользящие (клинкетные) двери могут двигаться горизонтально или вертикально.
Борьба экипажа за непотопляемость судна_осуществляется под руководством капитана в соответствии с Информацией об аварийной остойчивости и посадке судна и включает следующие_действия_экипажа:
обнаружение поступления воды внутрь судна и выявление места, размера и характера повреждений корпуса судна, водонепроницаемых переборок, второго дна, платформ и палуб; определение количества воды, поступающей внутрь судна в единицу времени (ориентировочно эти данные могут быть получены по таблице приложения 15);
прекращение или ограничение поступления воды внутрь корпуса и недопущение распространения ее по судну;
восстановление водонепроницаемости корпуса судна, его водонепроницаемых переборок, палуб, платформ и второго дна;
удаление забортной воды из затопленного отсека и фильтрационной воды из смежных с ним отсеков;
спрямление аварийного судна при сохранении достаточного запаса плавучести и остойчивости;
обеспечение хода и управляемости аварийного судна.
После получения сигнала или доклада о поступлении воды внутрь судна вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.
По сигналу общесудовой тревоги начальники аварийных партий (групп) обязаны:
прибыть в район аварии и доложить на ГКП о готовности партии (группы) к борьбе за живучесть судна;
установить место, характер и размеры повреждений;
выделить необходимое количество людей и средств для борьбы с водой и определить их действия;
организовать вынос пострадавших из аварийного отсека и оказать им помощь;