Борьба за живучесть суднаСтраница 7
при аварийной утечке (прорыве) аммиака—после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции о прорыве аммиака;
б) при оставлении судна — не менее семи коротких и один продолжительный (5—6 с) сигналы звонком громкого боя, повторяемые 3—4 раза;
(тревога «Человек за бортом» — три продолжительных (по 5—6 с каждый) сигнала звонком громкого боя, Повторяемые 3—4 раза.
В качестве дублирующих средств подачи сигналов тревоги могут использоваться паровой свисток, тифон, сирена и другие средства. При отсутствии радиотрансляции экипаж оповещается голосом о виде тревоги, месте пожара, пробоины, заражения и прорыве аммиака.
При проведении тренировочных учений (учебных тревог) после сигнала общесудовой тревоги голосом или по трансляции передается слово «учебно».
Отбой всех тревог объявляется голосом или по судовой радиотрансляции.
Общесудовая тревога объявляется _капитаном или вахтенным помощником капитана в случаях, когда для борьбы с возникшей опасностью для судна, людей и груза необходимо участие всего экипажа, а также при попадании в орудия лова взрывоопасных предметов.
Тревога «Человек за бортом» объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт или при обнаружении человека за бортом.
Учебные судовые тревоги объявляются только по приказанию капитана судна.
3. Борьба экипажа за непотопляемость судна.
Нормативные основы конструктивного обеспечения непотопляемости промысловых судов
В основу конструктивных мер по обеспечению остойчивости и непотопляемости промысловых судов положены нормативные положения Регистра СССР. Нормы
Регистра (ХСР составлены с учетом норм, установленных Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1960 г. и последующих международных соглашений по вопросам безопасности мореплавания.
Впервые в мировой практике составлены' согласованные нормы классификации и постройки морских судов, разработанные совместно Органами технического надзора и классификации судов ряда социалистических стран (Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, СССР, Чехословакия), что не только способствует социалистической интеграции в вопросах судостроения, но и повышает безопасность мореплавания, так как в основу норм положен совместный опыт судоходства указанных стран.
Поскольку остойчивость является неотъемлемой частью непотопляемости судна, то и нормы остойчивости можно считать составной частью норм непотопляемости.
При проектировании и постройке судна нормируют следующие показатели его остойчивости при наихудшем с точки зрения остойчивости варианте нагрузки:
судно не должно опрокидываться при одновременном действии динамически приложенного давления ветра и боковой качки при условиях погоды, соответствующих условиям плавания, возможным в процессе эксплуатации судна; судно должно иметь параметры диаграммы статической остойчивости судна на тихой воде не ниже установленных для него правилами Регистра СССР.