Зубчатые передачи
Страница 2

Кинематической погреш­ностью зубчатого колеса FК.П.П. называют разность между дей­ствительным и номинальным (расчётным) углами поворота зубчатого колеса на его рабочей оси, ведомого точным (измери­тельным) колесом при нормаль­ном взаимном положении осей вращения этих колёс; её выра­жают в линейных величинах дли­ной дуги делительной окружнос­ти (рис. 2.2.). Под рабочей осью понимают ось колеса, вокруг ко­торой оно вращается в передаче. При назначении требований к точности колеса относительно другой оси (например, оси отвер­стия), которая может не совпа­дать с рабочей осью, погреш­ность колеса будет другой, что необходимо учитывать при уста­новлении точности передачи. Все точные требования установлены для колёс, находящихся на рабо­чих осях.

Наибольшая кинематичес­кая погрешность зубчатого колеса F'ir – наибольшая алгебраическая разность значений кинематической погрешности зубчатого колеса в пределах угла jполн полного оборота (см. рис. 2.2.). Эта погрешность ограничивается допус­ком на кинематическую погрешность колеса F'i (значения в стандарте не при­ведены). Допуск на кинематическую погрешность зубчатого колеса F'i сле­дует определять как сумму допуска на накопленную погрешность шага ко­леса Fp в зависимости от степени по нормам кинематической точности и до­пуска на погрешность профиля зуба ff, назначаемого в зависимости от сте­пени точности по нормам плавности. Допускается нормировать кинемати­ческую погрешность колеса на k шагах – F'ikr. Эта погрешность ограничива­ется допуском F'ik.

Если кинематическая погрешность колёс при контроле их на рабочей оси не превышает допускаемых значений и требование селективной сборки не выдвигается, то контроль кинематической точности передачи не обязате­лен. Если контролируемая кинематическая точность передачи соответствует требованиям стандарта, то контроль кинематической точности колёс не обя­зателен.

3. ПЛАВНОСТЬ РАБОТЫ ПЕРЕДАЧИ

Эта характеристика передачи определяется параметрами, погрешности которых многократно (циклически) проявляются за оборот зубчатого колеса и также составляют часть кинематической погрешности. Аналитически или с помощью анализаторов кинематическую погрешность можно представить в виде спектра гармонических составляющих, амплитуда и частота которых зависят от характера составляющих погрешностей. Например, отклонение шага зацепления (основного шага) вызывают колебания кинематической погрешности с зубцовой частотой, равной частоте входа в зацепление зубьев колёс.

Циклический характер погрешностей, нарушающих плавность работы передачи, и возможность гармонического анализа дали основание определять и нормировать эти погрешности по спектру кинематической погрешности. Под циклической погрешностью передачи fzk0r и зубчатого колеса fzkr понимают удвоенную амплитуду гармонической составляющей кинематической погрешности соответственно передачи или колеса. Для ограничения циклической погрешности установлены допуски: fzk0 - на циклическую погрешность передачи и fzk - на циклическую погрешность зубчатого колеса. Допуски fzk0 и fzk для любой частоты определяются по формуле

Fzk0=fzk=(k-0,6ц+0,13)´Fr, (3.1.)

где кц - частота циклов за оборот зубчатого колеса; Fr - допуск на радиальное биение зубчатого венца той же степени точности, что и fzk.

Анализ формулы (3.1.) показывает, что с увеличением частоты кц допуски fzk0 и fzk уменьшаются. Это подтверждается опытом производства и эксплуатации быстроходных передач. Для ограничения циклической погрешности с частотой повторения, равной частоте хода зубьев в зацепление fzz0r и fzzr, установлены допуски на циклическую погрешность зубцовой частоты в передаче fzz0 и колеса fzz, причём fzz=0,6fzz0.Эти допуски зависят от частоты циклической погрешности кц (равной числу зубьев колёс z), степени точности, коэффициента осевого перекрытия eb и модуля m. Коэффициентом осевого перекрытия косозубой цилиндрической передачи eb называют отношение угла осевого перекрытия зубчатого колеса к угловому шагу. Угол осевого перекрытия jb - это угол поворота зубчатого колеса косозубой цилиндрической передачи, при котором точка контакта зубьев перемещается по линии зуба этого колеса от одного его торца до другого (т.е. угол поворота колеса передачи от положения входа до выхода зубьев из зацепления).

Страницы: 1 2 3 4 5