Дизель-электрическая подводная лодка
Страница 1

С окончанием Великой Отечественной войны перед судостроительной промышленностью страны встала задача расширения производства.

Северный, Балтийский и Черноморский флоты утратили около 56% подводных лодок, входивших в их состав в годы войны. Боевые действия подводных лодок в годы войны доказали их эффективность. В послевоенный период сформировалась концепция о целесообразности строительства трех подклассов подводных лодок: больших, средних и малых. Все они были включены в первую послевоенную программу военного кораблестроения. Однако в постройке больших торпедных подводных лодок возник почти десятилетний перерыв, и в первые послевоенные годы строились только средние и малые лодки. При этом до начала 50-х годов строились лодки, спроектированные еще до начала войны.

Во время Великой Отечественной войны подтвердились достаточно высокие качества советских подводных лодок, в то же время развитие сил и средств противолодочной обороны, достигших в годы войны высокого уровня, требовало значительно улучшить основные тактико-технические характеристики подводных лодок. Еще в годы войны велись проработки подводных лодок новых типов.

Помимо опыта войны на технический уровень послевоенных проектов подводных лодок оказали влияние развитие науки и техники. Благодаря применению новых сталей СХЛ-4 и МС-1 с пределом текучести 40 кг/мм2. вдвое возросла глубина погружения отечественных лодок, а новая электроэнергетика позволила увеличить в 1,5 раза скорость подводного хода и в 2,5 раза дальность плавания экономической скоростью под водой. Были созданы также новые дизели мощностью 2000 л.с. Важной особенностью энергетических установок, значительно повышающих тактические качества лодок в целом, стало оснащение их специальным устройством, позволяющим дизелям работать под водой в перископном положении.

Новые лодки, в отличие от довоенных, имели развитое для своего времени радиоэлектронное вооружение. На базе гидроакустической станции довоенной разработки были созданы новые гидролокационные станции с большими дальностью действия и точностью определения координат.

На вооружение подводных лодок поступили принципиально новые шумопеленгаторные станции, радиолокационные станции сантиметрового диапазона, первые системы радиолокационного опознавания. Новые средства радиосвязи и навигации существенно повысили оперативно-тактические возможности подводных лодок. В частности, расширение диапазона волн для радиосвязи позволило увеличить дальность связи и глубину погружения лодок при радиоприеме. Главным оружием подводных лодок оставались 533-мм противокорабельные торпеды. Возросли дальность и точность стрельбы торпед. Для поражения надводных целей разрабатывались прямоидущие и самонаводящиеся торпеды, тепловые и электрические.

До 1948 года проектированием подводных лодок в стране занималось лишь ЦКБ-18. Первой новой послевоенной подводной лодкой стала средняя лодка пр.613, водоизмещением около 1050 т, вооруженная шестью торпедными аппаратами.

Параллельно с созданием средних подводных лодок пр.613 возобновились работы по строительству больших лодок. В 1947-

1948 годах в ЦКБ-18 ( Главный конструктор С. А. Егоров ) разработан пр.611 большой торпедной подводной лодки водоизмещением около 1830 т., вооруженной десятью торпедными аппаратами. Головная лодка была заложена 10 января 1951 года на заводе 196 в Ленинграде и передана флоту 31 декабря 1953 года. Подводные лодки пр.611 неоднократно использовались для отработки новых конструкций и образцов вооружения. Разрабатывались и проекты улучшения характеристик лодки по основному назначению. Так в 1950 г. с целью повышения подводной скорости был разработан предэскизный пр.611бис размещения парогазотурбинной установки в качестве форсажной для подводного хода. Максимальная подводная скорость лодки водоизмещением около 2550 т. планировалась около 20 уз., однако из-за неблагоприятного хода испытаний этот проект не получил продолжения.

Страницы: 1 2 3 4 5