Кричные молотаСтраница 9
Лобовые молота приводятся в движение или водяными колесами, или паровыми машинами. Передача движения производится иногда посредством зубчатых колес; но гораздо чаще бочка с кулаками насаживается на коренной вал движителя; и если молот находится в действии очень часто, то гораздо предпочтительнее приводить его в движение отдельной машиной. Вал с кулаками, во всяком случае, должен иметь маховое колесо, которое, при молоте в 215 пудов весом, имеющим подъем в 9 вершков и ударяющем (при пяти кулаках) 100 раз в минуту, должно быть в диаметре (до середины обода) 16,4 фута и весить около 430 пудов. Движущая сила, поглощаемая подобным молотом, составляет около 25 лошадей.
Один лобовой молот, при котором в каждую смену обращаются два человека, может обжимать крицы от 10 до 12 пудлинговых печей, если только работа идет таким образом, чтобы крицы не могли поспевать в одно время в двух печах.
Если же печей 4 или 5, то при молоте в смену достаточно одного человека.
Якорные молота.
Якорные молота во Франции. Наиболее употребительные для выделки тяжеловесных вещей во Франции молота суть хвостовые с большим подъемом. Они имеют вес от 49 до 110 пудов, подъем от 18 до 22 вершков, и снабжены отбоем, подобным тому, который мы описали при молотах среднебойных.
Молотовище делается иногда железное, но гораздо чаще деревянное, и притом очень толстое; вся длина его простирается от 11,5 до 19,7 футов; пищаль же укрепляется, смотря по тяжести молота, на половине, либо на одной трети от хвоста.
Представим молот в 103,7 пудов весом, движимый паровою машиною с качающимся цилиндром, силою от 45 до 50 лошадей. Бочка с кулаками помещена на коренном валу машины, снабженном двумя маховиками в 16,4 фута в диаметре; общий вес бочки и маховиков составляет 671 пуд. Пищаль и ось отбоя расположены в двух общих чугунных станинах, привинченных как к чугунному днищу, так равно и к брусьям, составляющим верхнюю часть основания. Задний конец отбоя имеет на себе железный хомут, который оканчивается к верху толстым железным баутом, пропущенным через поперечный брус и закрепленным в нем с верху и с низу гайками. Брус же поперечный одним концом лежит на станинах, другим же укреплен в вертикальную стойку, позади стана находящуюся, и таким образом, составляя сам пружину, способствует устойчивости станин.
Представим молот в 30,5 пудов весом, движимый машиною в 16 лошадей. Весь прибор расположен на двух больших чугунных станинах, которые имеют прочность достаточную, тем более, что устойчивость их не расстраивается действием отбоя, помещенного здесь под хвостом молота, но очевидно, что в этом случае, молотовище должно быть очень прочно, почему его и делают чаще железное.
Устройство наковальни весьма остроумно: она имеет несколько различным образом сделанных лиц и вращается на шипах, которые лежат на особенных подушках, что доставляет возможность, не переменяй наковальни, обрабатывать под молотом изделия различного вида и формы.
Пестовой молот.
Пестовой молот – это устройство пестовых молотов, приводимых в движение водою, довольно известно повсюду, и издавна употребляется на многих якорных фабриках; но, за последнее время, подобные молота стали устраивать с приводом от паровой машины. Примером такого устройства, мы можем привести молот, употребляемый с некоторого времени на заводе Крейзо. Главнейшие части этого молота: наковальня, находящаяся в центре большой чугунной станины, на верху которой расположен вертикальный паровой цилиндр; поршневой стержень проходить через дно цилиндра, и соединяется с чугунным пестом имеющим железный наличник и двигающимся между вертикальными фальцами. При впуске паров под поршень, молот подымается на определенную ему заранее высоту, и потом, всей своей тяжестью, падает на наковальню, когда кран для выпуска паров будет открыт. Действие золотников управляется руками, так что скорость молота всегда зависать от произвола рабочих. Расположение, которое мы здесь представляем только очерк, позволяющий употреблять молот весьма большой тяжести (от 120 до 190 пудов), который может производить действия очень различные, действия ибо подъем его, смотря по надобности, можно изменять от 2,75 аршинов до нескольких дюймов.