Кричные молотаСтраница 4
Движитель. Обыкновение располагать бочку с кулаками на валу водяного колеса есть самое ложное, какое только можно себе вообразить. Ибо толчки претерпеваемые колесом, не смотря на всю его прочность, разрушают, или, по крайней мере, расстраивают его весьма скоро. Кроме того, способ этот имеет еще следствием невыгодное употребление движущей силы; ибо тогда вообще скорость колеса определяется в зависимости от числа ударов молота, а не по высоте напора воды. Так как бочка имеет 4 или 5 кулаков, а молот должен делать в минуту до 120 ударов, то и выводят, что колесо должно обращаться в минуту от 30 до 24 раз; а из этого выходит, что для получения полезного действия в 8 и до 10 лошадей, издерживают механической силы от 50 до 60 лошадей, тогда как совершенно достаточно было бы 24 или 30 лошадей. Ныне же, когда наука открыла и показала нам верные способы оценки водяных потоков как движители, должны располагать колеса таким образом, чтобы в пользу употреблялось, по крайней мере, 50% расходуемой механической силы; для чего, кроме тщательного и хорошего устройства колес (соответственно правилам науки), должно силу движителя передавать исполнительному механизму посредством зубчатых колес, которые доставляли бы молоту требуемое число ударов, и употреблять маховик, который массою своею не допускал бы сотрясениям передаваться ни зубчатым колесам, ни, тем более, водяному колесу. Если же молот приводится в действие паровой машиной, то зубчатые колеса оказываются ненужными: бочка с кулаками, снабженная всегда маховиком, может двигаться непосредственно от самой машины, ибо без всякого вреда полезному употреблению пара, машину можно заставить делать необходимое для молота число размахов в минуту.
Определение движущей силы, необходимой для действия молота, не представляет особенных трудностей. Называя через P вес молота, вместе с клиньями, которыми он укреплен, и с той частью молотовища, которая просунута в него (что всё можно положить равным 0,4 веса самого молота); означая через N число ударов в минуту, а через C подъем молота: (P´N´C)/60 будет выражать в пудофутах полезную работу в секунду. Трение различного рода и действие отбоя поглощают количество работы почти равное половине этой силы. Таким образом, количество употребляемой силы движителя, T, может быть определено формулою:
T = (1,5´P.N.C.)/60, или T = 0,025 P.N.C.
Предполагая, что движитель устроен только удовлетворительно, он должен давать 50% полезного действия, а потому, теоретически, расходуемая сила воды или пара составляет 2T. Возьмем для примера молот, голова которого весит 20 п., и сделаем P = 28 пуд., N = 100, а C = 2 фут.; то получим T = 139 пудофутам, или 9,26 паровым лошадям.
Вес маховика. Толчки молота могут быть устранены от прочего механизма только употреблением махового колеса, которому должна быть придана достаточная для того масса: понятно, что в этом отношении ему надобно сообщать тем большую живую силу, чем толчки молота сильнее и реже. Но как довольно неудобно, чтобы молот ходил еще некоторое время после остановки самой машины, то это обстоятельство должно тоже принять в соображение, и, сообразно сему, определять силу махового колеса. Предполагая, что молот должен останавливаться через 5 секунд после остановки машины, количество действия маховика должно в пять раз превышать количество действия молота, или должно равняться 5T. Называя через P вес махового колеса, V среднюю скорость на окружности, и g силу тяжести, то живая сила его выразится через PV2/g; и как величина эта равна двойному количеству действия, то будем иметь: