Высокомоментные двигателиСтраница 5
Электромагнитный МД имеет явнополюсный ротор, выполненный из магнитно-мягкого материала, и по принципу действия является реактивным. При подаче тока в ОУ такого электродвигателя ротор начинает поворачиваться в сторону максимальной проводимости магнитному потоку. Принцип действия электромагнитного МД налагает ограничения на значение углового смещения ротора относительно статора, хотя при соответствующем конструктивном исполнении оно может достигать 150 градусов. Потребление мощности на единицу момента такого МД обычно больше, чем у МДПМ (за исключением электромагнитов с весьма малым углом поворота ротора). Конструктивно электромагнитный МД достаточно прост, однако обеспечить линейную зависимость его момента от сигнала, подаваемого в ОУ, невозможно. Нельзя осуществить и строгое постоянство момента по углу поворота ротора. Индуктивность ОУ велика, вследствие чего велика и электромагнитная постоянная времени. Знак момента не зависит от направления тока в ОУ, поэтому МД нередко нуждается в возвратной пружине или в сдвоенной конструкции. Питание ОУ может выполняться как постоянным, так н переменным током.
У поляризованного МД поток в зонах взаимодействия статора и ротора создается совместно с ПМ и ОУ. Явнополюсный ротор выполняется магнитно-мягким или же содержит ПМ. В одних воздушных зазорах моментных двигателей МДС ПМ и ОУ, а следовательно, и соответствующие индукции направлены согласно, а в других—встречно; в результате возникает реактивный вращающий момент, направленный в сторону уменьшения магнитного сопротивления тех воздушных зазоров, в которых индукции складываются. Питание ОУ осуществляется постоянным током: для реверсирования МД надо изменить направление тока в ОУ. Диапазон углов поворота ротора обычно составляет несколько градусов. При небольших отклонениях ротора от среднего положения момент пропорционален току ОУ и мало зависит от угла поворота ротора. Так как основная доля в суммарном потоке такого МД приходится на поток постоянного магнита, потребляемая мощность на единицу момента, а также электромагнитная постоянная времени значительно меньше, чем у электромагнитного МД.
Принцип действия электродинамических МД основан на взаимодействии двух обмоток с током, при этом если хотя бы одна из обмоток размещена на сердечнике из магнитно-мягкого материала, то МД называют ферродинамическими. Эти МД отличаются сравнительно большим потреблением мощности на единицу момента. Обмотки таких МД могут питаться как постоянным, так и переменным током. Зависимость момента от тока ОУ линейна. Для изменения знака момента МД, питаемого постоянным током, надо изменить полярность напряжения, подаваемого на ОУ, а момента МД, питаемого переменным током, — фазу этого напряжения.
Наибольшее распространение среди МД постоянного тока получили МДПМ.
МДПМ с ограниченным углом поворота ротора характеризуется тем, что ось МДС обмотки управления при различных положениях ротора меняет свое положение по отношению к оси ПМ.
Конструктивно МДПМ могут выполняться как нормального (ОУ размещается под индуктором), так и обращенного исполнения, при этом ОУ может находиться как на роторе, так и на статоре. Зависимость электромагнитного момента от сигнала, подаваемого в ОУ, достаточно близка к линейной. За счет полюсных наконечников или геометрии воздушного зазора можно в случае необходимости получить требуемую закономерность изменения момента по углу поворота ротора. В частности, можно добиться практической независимости момента от положения ротора при данном сигнале в ОУ. При разнополярном симметричном потоке в воздушном зазоре в МДПМ с р парами полюсов и условии независимости момента от положения ротора диапазон углов поворота ротора не может превышать 360°/2p (практически при р=1 не более 120— 130 градусов). При однополярном потоке соответствующий диапазон углов может достигать 260—270 градусов. Если угол поворота ротора не превышает нескольких градусов, то МДПМ может быть выполнен по типу обычного двигателя постоянного тока, но с питанием якорной обмотки через гибкие токопроводы.